МОСКВА, 17 дек — РИА Новости, Сергей Проскурин. Православная церковь Молдовы (ПЦМ) несет убытки: священники переходят в прорумынскую структуру. Светские власти, в свою очередь, все сильнее зажимают каноническую религиозную организацию в тиски. К чему это приведет — в материале РИА Новости.
Неутешительная статистика
«В связи с самовольным и неканоническим уходом из Кишиневской епархии Православной церкви Молдовы <…> клирики отстранены от должностей и лишены права совершать богослужения», — говорится в официальном сообщении на сайте Кишиневской митрополии.
Священники добровольно, без принуждения оставили свои приходы. Теперь их судьбу будет решать синод. Практика показывает, что высший орган церковного управления, скорее всего, подтвердит приговор.
Дело в том, что в Молдавии каноническая аномалия: действуют сразу две православные структуры. Одна — вышеуказанная ПЦМ. Она появилась в середине XIX века как епархия в составе Русской церкви. А в 1994-м стала самоуправляемой, сохранив юрисдикцию РПЦ.
В последние месяцы слова «самовольный», «неканонический», «запретить» стали частыми для руководства ПЦМ. Совсем недавно, в конце октября, вышел аналогичный вердикт: пятеро клириков объявили о выходе из состава Кишиневской митрополии. Причины поступка сугубо материальные.
«Приходы облагаются огромными налогами. <…> Мы практически брошены на произвол судьбы, у нас нет никакой поддержки, <…> ни медицинских страховок», — рассказали тогда экс-священники журналистам.
Но церковный Кишинев возмутило не это, а то, куда недовольные отправились за лучшей жизнью. В Бессарабскую митрополию — параллельную структуру.
«Когда придет время, когда яблоко полностью созреет, мы решим, что делать дальше, <…> мы сменили духовный вектор с Москвы на Бухарест», — заявил священник Петр Сторожана на последней проповеди.
![Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир перед началом выездного заседания Священного синода Русской православной церкви в Минске Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир перед началом выездного заседания Священного синода Русской православной церкви в Минске - РИА Новости, 1920, 15.12.2023](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/1c/1827483142_0:0:2896:2048_1920x0_80_0_0_5d9fcf44e085fed9045e9d3f78f086b2.jpg)
Другая — та самая Бессарабская митрополия, подконтрольная Румынской православной церкви (РумПЦ), одной из 16 поместных православных церквей византийской традиции. Возникла в 1918-м, когда Молдавия стала частью Румынского королевства. Через два десятилетия, по пакту Молотова — Риббентропа, территория отошла к Советскому Союзу. Тогда же митрополия прекратила существование. Полвека спустя уже в независимой Молдавии началась острая политическая борьба: одни выступали за сохранение суверенитета, другие — за объединение с Румынией. Этим воспользовались прорумынски настроенные политики и духовенство — в 1992-м возродили Бессарабскую митрополию, которая подчиняется церковному Бухаресту.
Синод РПЦ такой шаг не одобрил и запретил в служении главу «бессарабцев» митрополита Петра (Пэдурару), хотя с Румынской церковью общение не разорвал. С тех пор в республике на этой почве конфликт. Правда, до недавнего времени — тлеющий.
В ногу с властью
Ситуация обострилась в феврале прошлого года. Тогда глава ПЦМ митрополит Владимир (Кантарян) не сделал каких-либо однозначных заявлений о позиции — своей и клира — по поводу Украины. Неопределенность сыграла на руку политикам.
![Президент Молдавии Майя Санду Президент Молдавии Майя Санду - РИА Новости, 1920, 15.12.2023](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/05/17/1873655823_0:0:2828:1885_1920x0_80_0_0_18f7e64db9a785917bffed8f897339bf.jpg)
© AP Photo / Andreea Alexandru
Президент Молдавии Майя Санду
Правительство во главе с президентом Майей Санду всегда воспринимало «подконтрольную России» структуру как угрозу нацбезопасности. От молдавских парламентариев часто можно было услышать такие слова в ее адрес: «вотчина русского мира», «агенты российского влияния». Одновременно начался отток кадров — священники стали переходить в румынскую юрисдикцию.
Такой расклад вынудил митрополита Владимира в сентябре обратиться лично к патриарху Кириллу. Письмо наделало в Сети немало шума. «Доверие граждан к церкви как институту упало ниже психологического порога в 70 процентов. <…> И это происходит в ситуации, когда церковь всегда возглавляла список доверия респондентов с результатом почти 90 процентов», — сетовал архиерей.
Причина падения, по словам иерарха, в том, что в глазах граждан церковный Кишинев солидаризируется с позицией РПЦ и Кремля по поводу украинского конфликта.
Но куда больше беспокоит митрополита то, что кризисной ситуацией воспользовались «бессарабцы». Она (Бессарабская митрополия), пишет глава ПЦМ, «продемонстрировала, что является силой, которую нельзя остановить и которая <…> хочет и добьется <…> своих прав».